Руководитель – иностранец. Краткая инструкция для собственников.

Эта статья, была написана  в 2018 году, когда  мода на руководителей иностранцев уже поутихла. Но еще 10-15 лет назад это был тренд. И те собственники бизнесов, которые «тогда не успели» обзавестись своим экспатом. До сих пор считают, что для их компании, руководитель иностранец это будет прорыв.

Здравствуйте. Меня зовут Александр Синянский, и я бизнес советник в пищевой отрасли России. В прошлом я топ-менеджер, сейчас занимаюсь частной практикой – предоставляю различные услуги собственникам пищевых бизнесов. И сегодня я хочу поделиться с вами своими выводами о том стоит ли брать на работу иностранца? В начале я расскажу, когда НЕ надо брать «экспата», а потом, когда «надо». Это всё будет из моего более чем 19 летнего опыта работы в пищевой индустрии. В начале, сразу условимся, что под «иностранцами» я не подразумеваю граждан стран бывшего СНГ.

Я работал сам на нескольких иностранцах в России. Это всегда были генеральные директора или собственники. То есть топ менеджеры самого высоко класса. И всегда картина была одна и та же. Всегда шло отношение к русским сотрудникам в офисе, как «людям третьего сорта». К сожалению, мы так выглядим в глазах большей части мира. Когда у вас в компании топ менеджер иностранец, ко всем остальным русским сотрудникам он будет всегда относиться «с высока». Он не будет работать в команде, ему не нужна команда из «его слуг». Он привык работать с равными, а здесь из нет. И это Вы не исправите.

К вам, как собственнику, он будет относиться также. Просто не будет показывать. Из опыта жизни и работы за границей, могу вам точно сказать, что по-настоящему сильный топ менеджер в Россию не поедет, у него есть весь мир. В Россию едут те, кого не куда не берут. Запомните эту информацию и смеритесь с ней, к сожалению, как факт. В итоге приедет «высокого» уровня топ менеджер, с хорошим мировым опытом, но с которым никто не сможет работать. Всегда твержу всем собственникам, что на производстве, тем более пищевом нет слова «Я», есть только слово «Мы». Один (читай в «одиночку»), даже самый квалифицированный топ менеджер иностранец, не сможет изменить производственную компанию.

Так что же, не брать вообще иностранцев на работу? Брать и еще раз брать! Это ваш потенциальный козырь перед коллегами-конкурентами в вашей отрасли. Только надо брать тех, кто по-настоящему работает руками, это технологи, мастера, начальники производств (выросшие из технологов) и т.п. Если ваш бизнес – сельское хозяйство – то нанимайте агрономов, если у вас высокотехнологичное пищевое производство – нанимайте не только технологов, но и начальников лабораторий, R&D менеджеров. Думаю суть вы поняли. Иностранец в компании, это огромная возможность всем сотрудникам компании вырасти как профессионалам. И тем самым вырастит уровень вашей компании над конкурентами. Правда, специалист–иностранец это прорыв и рывок вперед для любой компании. Лучше конечно, что бы он поработал до вас в нескольких странах, тогда он «передаст» вашей компании то, что не получат не когда Ваши сотрудники не на одних тренингах.

Это опыт, международный опыт. Вижу даже на примере заказчиков моих услуг. Когда меня приглашают, и я начинаю внедрять какие то совсем простые для всего мира процессы, что бизнес процессы, что производственные процессы, собственники смотрят на меня как будто я с другой планеты. Это говорит не о моём высоком уровне, совсем нет. Это говорит в первую очередь, о низком уровне средне статистического российского собственника в пищевой отрасли. Я некого не принижаю, я говорю так как оно есть в реалии. Нравиться вам это или нет. Правда не бывает «плохой» или «хорошей», правда она одна. В общем, не жалейте денег, нанимайте специалиста-иностранца. Но не забывайте проверять кандидатов, так как аферистов то же в мире хватает.

А как же быть тем собственникам, кто хочет нанять иностранца (вот такие бывают, упрутся и не переубедишь). Выход есть и выход простой. Нанимайте русского руководителя, НО который учился, жил и работал за границей. И вы получите нормальный русский менталитет, со всеми его плюсами и минусами, и мировые знания, и опыт. Это очень хорошее решение и практичное. Такой сотрудник не сбежит от вас через год, он «меньше стоит» на рынке, вы, как собственник будете говорить с ним на одном языке.

С уважением,
Александр Синянский
Бизнес советник в пищевой отрасли

Вернуться назад